Программу поездки в Гусевский и Ольховский монастыри смотри здесь
Размышлениями о Святынях Волгоградской Земли, о монастырях, овеянных преданиями,  после нашей паломнической поездки делится Роман Белоусов.

Из всех монастырей, где я побывал за время своих журналистских скитаний по святым местам, Гусёвский монастырь в Ольховском районе Волгоградской области является самым уютным и «домашним» по своей атмосфере. Может оттого, что он является женским, а прекрасный пол даже в своей монашеской ипостасине теряет таких своих природных качеств как хозяйственность и домовитость, а может, свою роль играет то, что монастырь этот стоит не надменно-обособленно, как большинство других, а находится в самой гуще жилых домов, что накладывает отпечаток на образ жизни насельниц. Гусёвский монастырь был основан в 1865 году и получил название в честь Ахтырской иконы Божией Матери. По преданию, икона эта была обретена в 30-х годах XVIII века в малороссийском городке Ахтырке чудесным образом. А именно – её, сияющую неземным светом, нашёл на покосе местный священник. И как только он приблизился и поднял образ с земли, на этом месте забил источник.

Смекнув, что всё это неспроста, священник забрал образ к себе домой. Икона действительно оказалась не простой, а чудотворной, она даровала обратившимся к ней исцеление от самых различных недугов, так что слава об обретённом образе разошлась далеко за пределы Ахтырки. И достигла в итоге Священного Синода, который, после соответствующего расследования, в 1751 году постановил «святую оную икону почитать за чудотворную». А в 1768 году на месте обретения чудесной иконы был возведён посвящённый этому событию храм –Свято-Покровский собор. Со временем Ахтырская икона стала очень почитаемой в народе по всей России, в том числе и в Поволжье.И вот однажды в поволжские земли, в Камышинский уезд, пришёл странник с Афона, бывший тульский крестьянин Илларион Яковлевич Двойченков, а ныне - схимонах Никодим. Он принёс с собой со святой горы один из многочисленных списков знаменитой иконы.
Здесь отец Никодим встретил камышинского священника Иоанна Левицкого, и тот поделился с афонским странником своей мечтой основать монастырь. Община насельниц будущей обители из тридцати женщин, изъявивших желание постричься в монахини, уже существовала в Камышине. Схимник поддержал начинание священника и изъявил готовность тоже поучаствовать в этом богоугодном деле.
Однако будущие монахини решили, что Камышин – слишком большой и суетный город, и что уместнее было бы удалиться в какое-нибудь более спокойное и малолюдное местечко, где ничто не будет отвлекать их от служения Господу Богу. Отец Иоанн с отцом Никодимом посчитали пожелания сестёр обоснованными и стали подыскивать подходящее для обители место. Выбор пал на слободу Гусёвка. По сходной цене здесь был приобретён участок земли и дом купца Николаева, который стал впоследствии «отправной точкой» для будущего монастыря.
Отцы-основатели пожертвовали все свои средства на устроение обители, но денег всё равно катастрофически не хватало, так что даже приходилось периодически закладывать и перезакладывать общинные земли. В какой-то момент только что созданный монастырь уже оказался на грани разорения и закрытия.
И вот, отчаявшись, отец Иоанн (его соратник, отец Никодим, к тому времени отправился в дальнейшие странствия, оставив обители на долгую память афонский список иконы Ахтырской Богоматери) решилсяна крайнюю меру –обратился за помощью в Оптину пустынь, к знаменитому монаху, чьё имя гремело тогда по всей России, как впрочем, и сейчас, старцу прп. Амвросию Оптинскому (он, кстати, послужил прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского). И отец Амвросий помог поволжской обители, найдя для Гусёвского монастыря благотворительницу и отправив её в поволжские степи. Ей оказалась духовная дочь старца, московская аристократка Елизавета Николаевна Годейн.
Экскурсовод нашей паломнической группы Светлана рассказала нам трогательную историю этой незаурядной женщины. Елизавета Николаевна происходила из очень богатой и знатной семьи. Её отец был генерал-майором, а мать, внучатая племянница героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона – фрейлиной императрицы. Она получила отличное образование, знала шесть языков и считалась первой красавицей и одной из самых завидных невест Москвы. Девушке прочили блестящее будущее. Но сама она, говоря словами Евангелия, «избрала благую часть».
Вместо светской жизни, увеселений и поиска подходящей партии молодая барышня молилась и постилась.  И, разумеется, Елизавета Николаевна была немало наслышана о батюшке, к которому за духовным советом шла вся Россия, преподобном Амвросии Оптинском. Самой большой её мечтой было лично побеседовать со знаменитым старцем и получить от него благословение и духовное напутствие.
Впоследствии Елизавета Николаевна вступила в переписку со старцем Амвросием. Уже тогда она писала ему, что молит Господа о том, чтобы он оторвал её от этого суетного мира.
Но не так представляли себе будущее своего чада родители девушки. Видя её пылкое увлечение верой, они не на шутку забеспокоились и решили отвлечь дочь от этой, как им казалось, блажи. Для этого её отправили в Европу.
Елизавета Николаевна провела там длительное время, но вернувшись домой, в Россию, снова взялась за старое и собралась в монастырь. Отец Амвросий в своих письмах в целом одобрял стремление духовной дочери посвятить себя Богу, но предостерегал от поспешности.
Вскоре почти одновременно умирают мать и сестра Елизаветы. А поскольку отец семейства скончался ещё раньше, девушка осталась совсем одна. По такому случаю она решилась в очередной раз попросить у своего духовного наставника благословения на уход от мира. Тем более, что в это время прп. Амвросием Оптинским создавалась Шамординская женская обитель в 12 километрах от Оптиной пустыни, и Елизавета Николаевна очень надеялась, став одной из её насельниц, провести остаток дней «под крылом» любимого наставника и учителя.
Но сбыться этим мечтам было не суждено. Когда Елизавета Николаевна оказалась, наконец, у духовного отца, то услышала от него одно лишь слово: «Гусёвочка».
И вот юная утончённая аристократка, по которой когда-то вздыхали лучшие московские женихи, продаёт всё своё немалое имение, становится благотворительницей Гусёвского монастыря и по слову отца Амвросия, оставив московскую роскошь и весь свой круг общения, уезжает сюда, в промозглые поволжские степи.
Здесь она выкупила все заложенные и перезаложенные монастырские земли, построила каменный храм и возвела шесть корпусов для монахинь. При обители появляются плодовый сад, насчитывающий более двух тысяч деревьев, кузня, кожевенное, маслобойное и ткаческое предприятия... На монастырь ушли все средства когда-то сказочно богатой дамы из высшего света.
Московские подруги и друзья-аристократы, с которыми Елизавета Николаевна продолжала общаться по переписке, так и не поняли причин и мотивов такого поступка, и даже делали поползновения вразумить «заблудшую» и вытащить её из «медвежьего угла», где та оказалась. Но тщетно. Елизавета Годейн сделала свой выбор. Окончательно и бесповоротно.
Отец Амвросий до самой своей смерти в 1891 году переписывался со своей духовной дочерью, называя её в письмах «новой Лией», и сравнивая таким образом с библейской героиней, которая для христиан является образцом смирения перед Богом. Он всячески заботился о Гусёвской обители, лично руководя её устроением из своей Оптиной пустыни. Таким образом, этот поволжский монастырь оказался настолько связан множеством незримых нитей с сердцем русского Православия, что его прозвали в народе «Малая Оптина». Он даже назывался так в некоторых документах.
«Ангел» Гусёвского монастыря покинулаэтот мир в декабре 1904 года, на 13 лет пережив своего любимого наставника. И стольких же лет не дожив до Октябрьской революции, после которой монастырь, ставший делом всей её жизни, пришёл в запустение. В 1922 году монастырь был закрыт фактически, а ещё четыре года спустя, в 1926 – упразднён официально. Всё имущество монастыря и все находившиеся в нём ценности были разграблены. Но икона Ахтырской Божией Матери, оставленная здесь когда-то афонским странником Никодимом, была спасена кем-то из местных жителей. Сейчас эта икона находится в доме потомков этих людей и стала для них практически семейной реликвией, так что они категорически отказались передать её возродившемуся монастырю. Но в монастыре нашлась для неё достойная замена – другая икона, тоже список образа Ахтырской Божией Матери. И тоже чудотворная. С ней связан целый ряд преданий о чудесных исцелениях и явлениях Богородицы.
Эту икону привезла из Воронежа женщина, которая рассказала удивительную историю. У неё тяжело, неизлечимо болела дочь. Врачи дали очень неутешительные прогнозы на самое ближайшее будущее и отпустили ребёнка из больницы, за бесперспективностью дальнейшего лечения. И вот однажды, когда мать зашла к умирающей, девочка открыла глаза и рассказала, что её комнату посетила некая женщина, которая плакала над ней, и после этого странного визита она почувствовала себя заметно лучше. После чего попросила поесть, чем очень удивила маму, так как уже давно почти не принимала пищу. Обрадованная мать тут же пошла на рынок за продуктами. Не придав, конечно, значения словам дочки – мало ли что может привидеться ребёнку в таком состоянии. Когда же женщина оказалась на рынке, её внимание неожиданно привлекло яркое сияние, исходившее из окошка одной из лавок. Подойдя поближе и заглянув туда, она увидела икону, на которой была изображена Богородица, с непередаваемой скорбью и слезами смотрящая на своего Распятого на Кресте Сына (именно так изображена Дева Мария на Ахтырской иконе). Женщина провела параллели с собой и своей дочерью и каким-то шестым чувством поняла, что ей необходима эта икона, хотя денег на такую покупку не было. Но в итоге икона всё же оказалась у неё – то ли помогли сердобольные люди, то ли к мольбам несчастной матери снизошёл продавец.
Когда дочка увидела принесённую матерью икону, она оживилась и заявила, что узнала на изображении ту женщину, которая плакала над ней. И сказала, что теперь надо украсить образ. Мать и дочь вдвоём стали делать иконе оклад из подручных материалов – скромных, простеньких бусинок и камешков, которые оказались под рукой. И за те дни, пока они этим занимались, девочка совершенно исцелилась.
Поражённая мать решила, что такое чудо не может принадлежать ей одной, и стала думать, как поступитьс иконой дальше. В какой-то брошюрке она прочитала про Гусёвский монастырь (к тому времени она уже знала, что чудесный образ, принесший чудо в их с дочкой жизнь – икона Ахтырской Божией Матери) и решила передать её именно сюда, в одноимённую обитель. И подоспела со своим приношением очень удачно – как раз к освящению возрождённого монастырского храма.
Во всяком случае, в таком виде мы услышали историю обретения главной святыни монастыря от одной из его инокинь.
Оказавшись в монастыре, икона продолжила творить чудеса. Та же монахиня рассказала историю одного то ли бизнесмена, то ли топ-менеджера, который однажды летел авиарейсом в командировку, и его самолёт попал над океаном в аварийную ситуацию. Пассажиры уже распрощались с жизнью. А неудачливый командированный вытащил из внутреннего кармана пиджака образок, который положила туда в дорогу его жена, совершенно ему незнакомый, поскольку он был не религиозен, и, то ли от отчаяния, то ли чтобы скоротать время до момента, когда всё это уже закончится, начал читать тропарь, напечатанный на обратной стороне иконки. А самолёт всё летел и летел. Пока, наконец, против всяких ожиданий, не приземлился в аэропорту. Пережив такой катарсис, бизнесмен по возвращении в Россию первым делом разыскал место, где находится прообраз иконы, к которой он взывал в минуты опасности (а это была копия Ахтырской иконы), и сделал пожертвование – отлитый из золота самолёт. Я видел этот золотой самолётик, висящий среди связок колечек и прочих драгоценных украшений, которые верующие принесли в дар иконе, находящейся в главном храме монастыря – небольшой, аккуратной краснокирпичной церковке.
Кстати, возрождать и восстанавливать практически с пустого места пришлось не только этот храм, но и почти все прочие монастырские сооружения. Единственная постройка, пережившаякоммунистическую эпоху – дом священника, в котором в советские времена располагалась сельская школа, очень массивное и добротное здание, благодаря чему оно, вероятно, и «выжило». Всё остальное после 1996 года, когда комплекс был передан епархии, нужно было отстраивать заново.
В настоящее время восстановление завершено, во всяком случае, я не увидел на территории монастыря особых следов строительных работ. Всё здесь необыкновенно ухоженно, чисто, аккуратно и, как я уже упоминал, погружено в атмосферу уюта. Ощущение такое, будто над этим местом разлита некая почти физически ощутимая аура умиротворённости и всерастворяющего покоя. Подобное впечатление, кстати, Гусёвская обитель оставляет не у одного только меня.
– Ни в одном из монастырей, в которых я была, я не ощущала так, как здесь, атмосферу тихого молитвенного стояния – сказала наш экскурсовод Светлана. Вот и я тоже почувствовал, оказавшись в этих стенах, что-то подобное.   
А в самом дальнем углу монастырского подворья находится колодец, который тоже имеет славу чудотворного. Во время разорения монастыря борцы с религией вылили в него целую бочку мазута, после чего забросали мусором и нечистотами, с целью «отвадить» от источника местных жителей. И это удалось, так что потом, во время восстановления монастыря, место, где когда-то находился колодец, искали очень долго. Сейчас над восстановленным святым источником стоит маленький резной сруб-часовенка.
Мои спутники по паломничеству, будучи наслышаны об этом источнике заранее, взяли с собой пластиковую тару, запастись святой водой. Я же ограничился тем, что просто умылся ею. Не знаю, святость воды причиной, или её сочетание с минусовой температурой, но тонус эта процедура мне подняла необычайно.

***

 В тот же день мы посетили ещё один монастырь, Каменнобродский Свято-Троицкий, он же Белогорский, прозванный так из-за окружающих его меловых холмов, который находится в том же Ольховском районе. В отличие от Гусёвского монастыря, процесс восстановления здесь ещё очень далёк от завершения. И есть такое впечатление, что далёк будет ещё долго. Судя по тому, что я не узрел особых изменений по сравнению с летом 2010 года, когда посещал это место с бывшей женой и друзьями. Стены храма и корпусов всё такие же облезлые и облупившиеся, а на месте, где когда-то стоял Свято-Троицкий собор, по-прежнему простирается неприглядный пустырь с остатками фундамента и деревянным восьмиконечным крестом посередине, на манер тех, которые ставят на кладбищах над могилами бедняков.

Глядя на эту унылую скудость трудно представить себе, что когда-то Каменнобродский монастырь был зажиточным и процветающим. Однако это так.
Формально Каменнобродский монастырь является почти ровесником Гусёвского, он был основан в качестве общины монашествующих казачьих вдов в 1860 году. Но если засчитывать ему в «стаж» времена, когдав здешних меловых пещерах жили некие отшельники-пустынники, а это было ещё до основания в первой половине XVIII века селения Каменный Брод, позже давшего монастырю его название, то конечно, можно считать этот монастырь несравненно более древним. А по легенде история здешнего скита вообще уходит корнями в глубь веков, в ещё дотатаромонгольские времена.
Но всё это «преданья старины глубокой». А у истоков монастыря в его нынешнем виде, каким он был создан в XIX веке, стоял местный помещик Пётр Персидский, к которому однажды обратился некий крестьянин Андрей Ветров, сообщивший, что ему во время похода на богомолье в Киево-Печерскую лавру явилась Богородица, и повелела основать в Каменном Броде монастырь. По другой версии это была не Богородица, а всего лишь некий старец по имени Григорий, встреченный паломником в Воронеже.
Как бы то ни было, Персидский, будучи человеком набожным, загорелся этой идеей. Начал он с того, что отправился в Москву и купил там за бешеные по тем временам деньги, десять тысяч рублей, три иконы, в числе которых была одна слывущая чудотворной, под названием «Всех Скорбящих Радость». И только потом озаботился собственно организационными вопросами – получилв Саратовской епархии «лицензию» на основание монастыря и выделил земли и строения для размещения будущих монахинь (Каменнобродский монастырь изначально был женским).
Согласно ещё однойиз многочисленных местныхлегенд, поведанных нам по дороге Светланой, в 1927 году, когда монастырь после многочисленных гонений закрывали окончательно, последние его обитательницы во главе в игуменьей Еннафой заперлись в храме. Взломав же в конце концов ворота, красноармейцы не нашли там ни одной живой души – инокини ушли из церкви подземным ходом, который соединялся с разветвлённой сетью пещер, в вынужденный затвор. Как они там жили и чем питались – предание умалчивает. Монастырская казна и ценности тоже сделали представителям властей ручкой.
Пещеры эти имеют несколько ярусов, уходя далеко в глубь холмов, и якобы тянутся под землёй на десятки километров. Местные жители вспоминают, что любознательные подростки в двадцатых-тридцатых годах забредали по подземным лабиринтам очень далеко. Вернувшись, они рассказывали о виденных ими храмах, которые высечены в камне, и многих других чудесах. Не все из этихюных «сталкеров» приходили обратно. Позже входы, ведущие в глубь катакомб, были взорваны.
Сейчас для посещений туристами и паломниками открыта только небольшая часть самого верхнего яруса, метров сто. Волгоградский митрополит Герман в начале 90-х годов, во время визита в монастырь сказал, что для открытия нижних ярусов «не пришло время». Не пояснив, как водится, что означает эта туманная фраза.
Впрочем, я не прошёл и эти сто метров. Преодолев всего пару десятков из них, я почувствовал, как каменные своды стали смыкаться и давить, а сердце начало тревожно выпрыгивать из груди. Это дала о себе знать моя склонность к клаустрофобии.
«Только паники на середине маршрута мне не хватало» - подумал я и развернул оглобли к выходу.
Так что те полчаса, которые мои сопаломники бродили путями древних монахов, я скоротал в вырубленной в стене рядом со входом маленькой каменной келье. На стене кельи над уступом, видимо когда-то служившим её обитателю ложем, висело множество икон, освещаемых колеблющимся пламенем нескольких свечей, а вокруг царила подземная ватная тишина. В таком антураже поневоле задумаешься о вечном.
После экскурсии в катакомбы и посещения монастырского храма мы прошлись вдоль ещё одной местной достопримечательности – так называемой «царской дороги», которую, согласно очередному преданию (как же, однако, много их нагромождено вокруг этого скромного монастыря) строили к приезду императрицы Елизаветы, дочери Петра Великого. По некоторым сведениям, её отец тоже в своё время отметился здесь (что, кстати, вполне может быть – совсем недалеко от этих мест он затеивал попытку строительства канала между Волгой и Доном).
Если императрица действительно была здесь, целью её визита, разумеется, являлся не только монастырь, а и целебные источники, которыми изобилует это место. Причём самыми разными – сероводородными, натриевыми, радоновыми, серебряными... Всего их девять. Этакие Кавминводы в миниатюре. Впоследствии сюда «на воды» приезжали столичные дворяне, и в их числе – представители таких известных фамилий, как Голицыны, Трубецкие, Строгановы...
Вдоль дороги растут колоссальные, просто сказочные древние дубы-великаны, которым уже не одна сотня лет от роду. И здесь не обошлось без многочисленных легенд, самая забористая из которых утверждает, что деревья эти посадил ни кто иной, как Александр Невский, который останавливался здесь по пути в Орду. Дубы эти неожиданно стали объектом чисто языческого поклонения – туристы и главным образом туристки «заряжаются» от них энергией и вешают на могучие ветви цветные ленточки. Причём едва только выйдя из монастырского храма. Что изрядно раздражает местных монахов, так что они даже установили таблички с надписями: «Просьба ленты на ветви дубов НЕ ВЕШАТЬ! Это суеверие».
Впрочем, с подобной эклектикой в системе верований среднего россиянина приходится сталкиваться довольно часто. В сознании нашего современника вполне мирно, без всяких когнитивных диссонансов уживаются и Святая Троица, и вангования всевозможных предсказамусов, и астрология, и теософия с антропософией, и вот священные дубы...
Вдоль дороги располагается и ряд источников с разными «наполнителями». Но поскольку ближе к вечеру заметно похолодало, от водных процедур я предпочёл воздержаться. Лишь напился из «серебряного» родника напоследок, перед отъездом домой.

Подробнее на сайте: https://buildbighouse.ruhttps://primohouse.ru https://daoconstruct.ruhttps://thehousebuilder.ru https://econedvijimosti.ruhttps://houseconstruct.ru https://inedvijimosti.ruhttps://dohomebuild.ruhttps://sdelaisvoidom.ruhttps://fullconstruct.ruGo to top of pagehttp://repair-yourself.ru https://currenthouse.ruhttps://zedconstruct.ru https://samsdelairemont.ruhttps://buildthehouse.ru

Объявления

notebook-and-pencil 1Мы подписали петицию "Президенту Российской Федерации: Требуем отклонить Законопроект № 157752-7 (о биометрической идентификации)" на Change.org. Это важно. Подпишете? Перейти по ссылке  

Объявление от партнеров!!! 3-6 августа. Святыни Москвы и Троице-Сергиева Лавра! Всенощное бдение по афонскому уставу на московском подворье Пантелеимонова монастыря - единственная возможность для женщин побывать на афонской службе. Подробности по тел. +7 969 294 40 45

 

 

Бронирование туров on-line

* наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время

Контактная информация

Паломнический Центр "Мирт"
всегда рад видеть Вас у себя в гостях!

Адрес: г.Волгоград, ул. Ковровская, 24
Этаж 1, офис 3

Телефоны: +7 (8442) 97-30-33
                  +7 988 01 34 839
                  +7 903 46 75 258
                  +7 906 17 38 442